СКАЗКИ
ЧУР, НЕ Я РЕТРОГРАД!
Когда ребята спрашивают меня, как я умудрилась придумать весёлые
учебники по русскому языку, я всегда вспоминаю одну историю.
На заре туманной юности меня ни за что ни про что обозвали ретроградом,
то есть человеком, который выступает против всего нового. Я тогда
училась на четвёртом курсе пединститута и проходила педпрактику
в школе: вела уроки русского языка и литературы в одном на редкость
спокойном классе. Там никто не бузил, не ходил на ушах, не пытался
сорвать урок. Для седьмого класса явление редкое, почти невероятное.
И вот однажды нам сообщают, что в этом моём седьмом классе будет
проводить урок профессор из другого города, и мы, студенты, должны
этот урок посетить. Профессор этот вроде бы придумал какую-то очень
оригинальную идею обучения детей и даже написал новый учебник. Из
газеты "Известия" специально приглашён дяденька-журналист,
чтобы он этот самый новый метод осветил в хвалебной статье. Народу
на открытый урок пришло много. Студенты расселились сзади на стульях,
а я подсела к мальчику Сереже - его сосед в тот день то ли болел,
то ли прогуливал.
Звенит звонок и на пороге появляется женщина, немного похожая на
фрекен Бок из мультфильма про Карлсона: тоже полная и тоже с пучком.
Это она и есть профессор. Она сразу сообщает, что русскому языку
в нашей стране учат совершенно неправильно, и вот теперь-то она
всем нам покажет, как надо.
Сначала дети разбирали слова по составу, а потом "фрекен Бок"
громогласно объявила:
- А сейчас к доске пойдёт... Иди вот ты, девочка. Бери мел, рисуй.
"Маленькая круглая голова..." Рисуй, девочка, голову.
И вы все рисуйте. Где? Прямо в тетрадях рисуйте. Ну, что у тебя,
девочка? Нарисовала? Хорошо, садись. Теперь вот ты, мальчик. Иди
к доске. Рисуй. "Крепкая упругая грудь..."
Мы всем классом пририсовали к голове грудь - кто какую себе представил.
Думаю, варианты были разнообразные. Я нарисовала накачанный мужской
торс с широкими плечами.
- Теперь рисуем кривые короткие ноги, - скомандовала "фрекен
Бок".
Я пририсовала к груди кривые мускулистые ноги в сапогах.
- Странная какая-то тётенька, - пожал плечами Сережа, с которым
я сидела. Он тоже пририсовывал ноги к груди.
- Острые сильные крылья! - объявила профессорша.
Боже! У этого чудовища ещё и крылья!
- И последнее: рисуем короткий клюв. Вот ты, девочка с косичкой,
иди, пририсуй клюв. Как ты думаешь, кто получился?
У меня получилось ужасное существо: с крепкой маленькой тупой головой,
кривоногое, с волосатой грудью, в сапогах, да к тому же с крыльями
и клювом. Конечно, когда профессорша сообщила про крылья и клюв,
мы стали смутно догадываться, что она с самого начала имела в виду
птицу, но почему-то заранее об этом не предупредила.
- Девочка, я спрашиваю, как ты думаешь, кто это получился?
- Я думаю, утка, - сдавленно пробормотала девочка.
- Какая же это утка?! - искренне возмутилась "фрекен Бок".
- Садись, "три"! Посмотрите, дети, подумайте, кто это?
Наш спокойный дисциплинированный класс громко гудел, обсуждая странности
новой гениальной методики.
- Кто это? - взывала профессорша. - Внимательно посмотрите! Это
же лас-точ-ка!
Таким же оригинальным способом - по частям - на доске были нарисованы
ещё две птицы. Семиклассники уже во всю расхаживали по классу и
разговаривали вслух.
- Да, чудная всё-таки тётенька, - опять сказал Серёжа. - А главное
- непонятно, при чём тут русский язык.
Мне это тоже не было понятно.
И тут наконец прозвенел звонок-избавитель. Мы, студенты, вместе
с журналистом и "фрекен Бок" вышли в коридор.
- Вы поняли теперь, как надо преподавать? - допытывались журналист
и профессорша.
Мы подавленно молчали.
- Вы должны бороться с вашим профессором Козловым! - настаивала
"фрекен Бок". - Ваш профессор Козлов не даёт нам распространять
нашу гениальную методику!
Я мысленно представила себе "нашего профессора Козлова".
Внешне он напоминал весельчака У из мультфильма "Тайна третьей
планеты". "Нашим" он назывался потому, что преподавал
у нас в институте. Среди студентов он славился тем, что на экзаменах
ставил неслыханное количество двоек и троек.
- В интересах детства, в интересах языка нации, в интересах страны
вы должны бороться с вашим Козловым! - патетически произнесла "фрекен
Бок". - Вы будете бороться? Что вы молчите? Будете или нет?
- Но как можем мы, студенты, бороться с профессором? - осторожно
спросила я (а про себя добавила: да-а, за такие уроки только и бороться!)
- Вы ретрограды! - сурово произнес свой приговор дяденька-журналист.
- Такие же ретрограды, как ваш Козлов!
И тогда я расплакалась. Как маленькая. До того мне стало обидно,
что меня объединили в одну компанию с весельчаком У, в учебниках
которого не было совсем ничего весёлого - они с детства вызывали
во мне смертную тоску.
- Ну какой же я ретроград?! - думала я, размазывая слёзы. - Я ещё
на втором курсе, когда преподавала в школе, всё время рисовала на
доске. Только не странных кривоногих ласточек, а дядюшку Глагола,
который так много дел сразу делает, что кажется, будто у него много
рук и ног и его сыночка Деепричастие, который помогает папе - выполняет
добавочное действие... Я с этого свой первый в жизни урок начала...
А ещё я рисую волшебника Имя Существительное, который превращается
в разные предметы: в собачонку, в коня, в цветок... Рисую художницу
Прилагательное, которая эти предметы раскрашивает, и тогда собачонка
становится пятнистой, конь - гнедым, цветок - лазоревым...
Дяденьке - журналисту стало неловко, что он своими словами довел
меня до слёз, и он принялся утешать меня.
Прошло три года, и я написала свой первый весёлый учебник по русскому
языку "Здравствуйте, Имя Существительное". И с тех пор
не могу остановиться - всё сочиняю и сочиняю дальше. Дяденька-журналист,
вы слышите, я - не ретроград!
|